Благотворительный фондДоброта на Волге
Вы можете помочь отправив
SMS на номер 3443
ДОБРОТАНАВОЛГЕ 100*
* сумма пожертвования от 10 до 15000р
Административные расходы фонда не включаются в программу сбора средств. Все пожертвованные деньги направляются на реализацию программы Подробнее:
Собрано 24 883 руб.
Из 316 000 руб.

Благотворительность в России

Благотворительность в России долгое время была связана с церковью. Помогать нуждающимся – дело богоугодное, церковь подавала пример такого отношения во времена стихийных бедствий, войн, голода. В неурожайные годы церковь не только спасала голодающих, но и по необходимости давала крестьянам зерно для посева. На этот случай в монастырях хранился своего рода "страховой фонд".
И всё же обычай благотворения в форме подаяния милостыни не умалял, а способствовал развитию нищенского промысла и бродяжничества. "Церковные и богадельные люди" стали, по существу, профессиональными нищими, которые населяли целые слободы вокруг церквей и монастырей. Лженищие, всячески избегавшие труда, ходили по миру, увеличивая число праздношатающихся. Выдавая себя за больных и убогих, они "отбирали" тем самым милостыню у истинно нуждающихся. Армия домогающихся подаяния год от года росла.
На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, Иоанн Грозный сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни для мужчин и женщин и больницы. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели должны были поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников (так назывались тогда должностные лица). 


Тем не менее нищенство в России оставалось серьёзной социальной проблемой на протяжении всего XVII века. Царские власти пытались справиться с ней, развивая государственную благотворительность. Так, в царствование Алексея Михайловича, в 1649 году, было принято "Соборное уложение", где в свод гражданских законов ("Кормчую книгу") вошли статьи об общественном призрении. Были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных, начал функционировать приказ, ответственный за строение богаделен. В 1682 году молодой царь Фёдор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или "раздать" по монастырям, а "здоровым лентяям дать работу".

Решительно взялся за искоренение нищенства Пётр I, начав с публикации сурового указа от 30 ноября 1691 года "О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их". "Ленивых прошаков", лукавцев велено было бить батогами и кнутом, водворять к месту жительства, а вновь возвращавшихся к нищенскому промыслу ссылать в дальние сибирские города на каторжные работы.

Мера "вразумляющего принуждения" к труду при Петре выглядела как насильственное определение здоровых нищих мужчин для работы в "смирительные дома", а женщин – в "шпингаузы", то есть в прядильные дома.

Указ, датируемый 31 января 1712 года, под страхом жестокого наказания запретил просить милостыню. Особенно непримиримо был настроен Пётр к тем, кто её подавал, считая таких людей "вредными для государства". Нищелюбцам за ослушание назначался штраф: 5 рублей за первое подаяние и 10 за второе. 


В петровское время вышло около 20 указов против нищенства. Проведённые Петром преобразования в сфере благотворительности были глубоки и серьёзны, но истребить или как-то уменьшить нищенство ему так и не удалось.

Наше время
Сейчас немало мужчин и женщин и даже пары работоспособных «нищих», которые пришли к выводу, что трудиться для пропитания вовсе не обязательно, поскольку пропитание для каждого дня, а также увеселительные напитки они могут найти у прихожан, обернув в «богоугодный фантик». На церковные праздники выстраиваются у церквей целые коридоры желающих получить подарок судьбы.
Есть действительно такие случаи и обстоятельства, где помощь прихожан помогает преодолеть трудные периоды. Конечно же, не во всех случаях человек может рассчитывать на государственную поддержку. Но всё же к некоторым субъектам возникает много вопросов. Обычно у зрелого, здравомыслящего человека нет желания спонсировать тунеядство и ещё больше загонять людей в «точку невозврата».
«Точка невозврата»?» – спросите вы. Да, это крайняя стадия лени и безответственности, которая превращает человека в асоциальную личность, иждивенца. Такие люди не нуждаются в помощи в общепринятых рамках, презирают труд и, кроме денег, ни в чём не нуждаются…



В наше время существует множество форм социальной поддержки, которых не было ранее: пенсия, пособие по безработице, пособие по инвалидности – как решение долгосрочной проблемы. Но наряду с этим есть следующие проблемы.
Во-первых, отсутствие информированности населения о помощи госструктур, которую они должны оказать в экстренных случаях: сгорел дом, попросили покинуть помещение арендодатели, выгнал(а) супруг(а) (родители/дети). В таких случаях может не быть ни интернета, ни даже телефонной связи.
Во-вторых, неслаженные действия разрозненных государственных служб. Закон есть, а проинформировать о нём, как правило, обязанности нет. Наш опыт общения с такими лицами показал: все люди, которые не знали, кто им может помочь, при произнесении слов «социальная защита» воспринимали это чуть ли не как оскорбление. Почему так происходит на практике, мы не знаем, ведь при организации круглых столов у всех собравшихся действительно хорошие намерения…
Мы убеждены: в ситуации с ограниченными возможностями разрозненных служб и организаций, действующих лишь в рамках своей компетенции, необходима централизация оказания помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такой подход способен сплотить общественность вокруг решения проблемы в целом. Координационный центр обращений, куда человек может позвонить, рассказать о ситуации, информация о которой будет обработана в ближайшее время, получить защиту своих прав, пообщаться с психологом и юристом, при необходимости привести в порядок вещи. Так люди избавляются от бюрократической борьбы, беготни и разочарования в попытках спасти своё положение, получая пошаговые инструкции. Действуя организованно со всеми организациями-партнёрами, которые помогают в рамках своих возможностей, благотворительный фонд заключает с людьми договор представления их интересов (договор социального сопровождения). И можно сказать, что благодаря личному вкладу каждого, кто читает эти строки, в Волгограде, Саратове или в Москве, это всё на начальном этапе работает, за исключением наличия места, куда можно прийти, чтобы пообщаться с психологом и привести себя в порядок. Но мы идём к этому.